Поход по национальному парку Югыд-Ва, Республика Коми. Сентябрь 2021 года.

Пришло время приполярной Уральской экзотики. Игорь, родом из Печоры, предложил организовать поход на национальному парку Югыд-Ва, Приполярный Урал, республика Коми. Он сам родом с тех мест, да пару раз ходил там в походах, пообещал все организовать и выступить в роли номинального проводника.
Мне идея понравилась. Захотелось что-нибудь экзотичного. Игорь предлагал совершить поход в Августе, в пик местоного, очень короткого туристического сезона. Я же передвинул поход на начало сентрября. Во-первых, потому что работаю гидом-проводником по горам Западного Кавказа, и у меня разгар коммерческого туристического сезона, а во-вторых, что не хочу испытать нападение орды насекомых, которых в тех местах летом, просто кишит. Не хочу чтобы меня кусал гнус (мошка) комары, слепни и оводы и клещи всякие. Игорь смеялся. Но мои веские аргументы услышал, и согласился. Запланировали сам поход с 5 сентября по 12-13 сентября. С проездом туда-сюда с 2 по 15 сентября. Короче пол месяца на поход! Такого у меня ещё не было!
Дали клич по всем знакомым и друзьям клуба Буреломдо. Собралось нас желающих 13 человек. Команда подобралась прикольная. Один человек из Ростова-на-Дону, один человек из Сочи. Один человек из Калининграда, Пара человек из Екатеренбурга. Пара человек из Брянска, Один человек из Рязани. Один человек из Тамбова. Пара человек из Москвы. Один человек из Санкт-Петербурга. Из Краснодара пара человек и один человек из Курганинска. Ну короче, супер сборная солянка.
Назначили день сбора на станции Инта-1. Купили билеты на поезд (самый оптимальный вариант трансфера до точки старта), купили билеты в Нац парк, оформили все возможные документы. Игорь занимался организационными вопросами. Написал для нас памятку. Подсказал, что обязательно нужно брать для пешеходного похода в те места. Сапоги заброды, москитная сетка, средства от комаров, медведей и россомах! Короче, прикол. На кануне похода, я мониторил погоду. Стало очевидно, что нас ждет встреча с холодным Арктическим циклоном, который принесет снег и мороз, а также холодный дождь. Ну что же. Когда поход планируется заранее, тут погода пользует и использует человека. Значит, на то воля потока похода!
Не буду описывать весь поход. Скажу одно - удался на славу! Как оказалось, все участники похода, выбрали начало сентября, по тем же причинам что и я. Намерение 13 человек, не встретить на маршруте, ни одного кусачего гада, было настолько сильно, что природа попросила Арктический циклон, прийти пораньше, и навести в горах Приполярного Урала, порядок с этим делом. И получилось!
Реально, за все 9 дней похода, мы не встретили ни одного насекомого. Один полудохлый комар, ударился о тент моей палакт и отпустил концы. Мороз и снег, убил все! Также, он прогнал, с одного из самых оживленных маршрутов России, всех туристов!
Кроме нашей команды, никто больше не отважился идти по курумнику, засыпанному первым снегом. Туристы бежали все на базу Желанное, нагоняя на нас жуть. Но, они не знали, кто приехал в горы Приполярного Урала. Буреломдисты с Кавказа, которые ходят в горы 12 месяцев в году.
Как оказалось, такой ранний холодный циклон, приходит в те места, один раз в 60 лет!  Во как!
Супер! Приехали в дождь и мокрый снег. Потом выпал снег. Шли по курумнику в снегу. Гора Народная нас на вершину не пустила. Оставалось набрать 200 метров. Ушли, чтобы там не отдать концы. Все перевалы прошли. Правда шли как по минному полю, выворачивая ноги. По дороге, наша команда, распадалась на компании. Кто-то ушел с другой группой. Кто-то остался на стоянке оленеводов. Кто-то остался на базе Желанное, чалится у печки и ходить в окрестностях. Ну и конечно нашлись смелые, которые преодолели все перевалы, дошли до горы Манарага. Правда и гора Манарага нас не пустила на вершину. Затянуло низкой облачностью и поливало дождем. Ну зато мы шли одни по долине реки Манарага. Болота, прикольный северный лес из лиственницы и березы. Просто море ягод. Черника, брусника, голубика. Морошка правда уже отошла. Водяника. Можно есть месяцами. Столько ягод я никогда не видел. А сколько грибов! Целые поляны. Очень колоритные, получились краски. На границы зимы и соени. Такие оттенки, я больше нигде не видел!
Просторы, угу-гу! Ручьи на Приполярном Урале, это самые большие реки на Кавказе. А озера, в сравнении с Кавказскими, просто как океаны. Все такое широкое и далекое. Тундра бескрайняя. Один камень и трава. Горы сами, как-будто из кирпичей сложены, рушатся, превращаясь в курумник. Везде сочится влага. В воздухе, под ногами. Текут ручьи и реки. Все шумит. Я  думал на Кавказе много воды. Нет, на Приполярном Урале её больше. Поразили эти бескрайние поля курумника, эти широченные долины, эти суровые горы, припорошенные снегом. Каждая лужа, как озеро!
Я шел по тропе, через болота и курумник и напевал песню чукчи. Не хватало варгана и бубна. Реально, места располагают только к такой музыке!
На обратному пути, собирали нашу группу. Ребята жили на стоянке оленеводов, нашли там бутылку водки, ловили в озере Хариуса, сеткой. Еле его жареным, вареным, сырым (струганина) и малосоленым. Когда мы пришли на стоянку. Встретили нас рыбными вкусняшками. кайф.
На Желанной, собрались все команой, каждый получил от похода, что хотел. Сходили в местную баню. Отметили поход, и на следующий день, поехали обратно в Инту-1.
8 часов заброса на Урале по раздолбанной дороге, это я вам скажу, тот ещё аттракцион!
Классный полчился поход. Хапнули экзотики по полной!
Не скажу, что в влюбился в Приполярный Урал. Мне как южанину, который привык жить с солнце, тяжело далась бесконечная свиноцовая облачность, которая не пропускала лучи солнца. Солнце выглянуло только на 5 минут! За 9 дней! Это реальная жопа!
Ещё там сыро очень, и холод другой, не тот что лечит, а тот, что калечит.
Разруха ещё навела скуку и депресуху. Брошенные поселки. Короче. Точно, это места не пригодны для комфортной жизни человека. Только для тех, кто привык к такому образу жизни, и климату, за 30 тысяч лет. Очевидно стало, что государство консервирует и опломбирует север, выдавливаети из него людей и цивилизацию.
Люди на Северах будут только работать, ну а жить останутся только коренные народы.
Советский эксперимент, оказался неудачным по своей сути. Делать насильно цивилизацию там, где ей не место, дорого, утомительно долго и в конечном итоге беспонтово.
Вывод.
Один раз, за экзотикой, в поход на север сходить можно, остальные походы, будут его только копировать.  Лучше ходить в межсезонье. Есть шанс, сразу охватить два или даже три сезона!
Лично мы, побывали в тех местах летом, осенью и зимой. И всего за 9 дней!
В этом походе, я первый раз, организовал процесс, придерживаясь условиям, правилам и принципам, походов в стиле буреломдо.
И окончательно убедился, что тема рабочая!
Поход по Национальному Парку Югыд-Ва, стал официально, первым 100% походом в стиле буреломдо!
И прошел идеально!
Дали ждут!

ФОТО ОТЧЕТ СМОТРИ ЗДЕСЬ
ВИДЕО ОТЧЕТ СМОТРИ ЗДЕСЬ.